Добрый день, уважаемый читатели форума!
Последнее время стал знакомиться с содержанием форумов на больших сайтах, и был приятно удивлен тем, что молодежные темы активно там обсуждаются. Беда вот только в том, что из обсуждающих их радиолюбителей лишь трое имеют прямое отношение к реальной работе с молодежью. Тем не менее, рассчитывая хотя бы на этих троих, а также сочувствующих из числа тех радиолюбителей, которые силой обстоятельств оказались вынужденными прекратить свою деятельность по подготовке нашей радиолюбительской смены, хотел бы поделиться некоторым своим опытом и послушать мнения других.
И вот что хотелось бы обсудить.
Всем известно, что в России достаточно много молодежных радиоклубов. За последние десять лет их стало в разы меньше, но все-таки остается намного больше, чем во всех странах Евросоюза вместе взятых. Послушайте молодежные соревнования, особенно - статусные, Первенство России, например. Число участников там стабильно превышает 220 человек. Казалось бы: вот две сотни спортсменов, которые вполне могут стать грамотными радиолюбителями и пополнить наши ряды. Но, увы, этого не происходит. В любительском радио, вовсе необязательно в контестинге, остаются единицы. Покинув стены радиоклуба по окончании школы, а может быть и раньше, ребята без сожаления прощаются с радиолюбительством.
Очень обидно видеть полупустой молодежный радиоклуб. Но вдвойне обидно, когда затраченные усилия и средства не приносят отдачи. Сразу уточню, что формулирую цель работы молодежного радиоклуба как «производство» молодых радиолюбителей, которые будут заниматься любительской радиосвязью большую часть жизни. Чистую педагогику, использование любительской радиосвязи в качестве инструмента для достижения иных, нерадиолюбительских целей, предлагаю оставить за скобками.
Если очень коротко описать схему работы молодежного радиоклуба RK3DZD, то получится вот что.
1. Набор ребят производится в возрасте 12-13 лет. Этот возраст – возраст «интеллектуального прорыва». Именно в этом возрасте происходит активное формирование ценностей, интересов. В 14 лет и старше ребят можно только отсеивать и надеяться счастливый случай. А вот в 12 лет эти интересы можно формировать «вручную». Серьезные педагоги знают, как это делается. Они знают, что в этом возрасте можно собрать ребят даже в кружок по валянию валенок и заинтересовать их этим делом. При этом в запасе будет иметься всего полгода. Эти полгода ребята дружно будут ходить не столько «на предмет», сколько «на преподавателя». Именно в этот период преподаватель имеет возможность сформировать у ребят такую систему ценностей, в которой радиолюбительские дела были бы на очень высоких местах.
2. А что дальше? Дальше будут только потери. Ребят нужно будет провести через несколько кризисов. Во время каждого кризиса внешний мир будет стараться навязать нашим воспитанникам свои ценности, подменив ими те, которые мы заложили в 12 лет. Сумеем отстоять эти ценности, доведем наших ребят до определенного возраста, - будет прибавка в нашей радиолюбительской семье.
3. Про эти самые кризисы можно писать много. Остановлюсь на самом серьезном из них – кризисе 18 летнего возраста. В это время стремительно меняется образ жизни, появляются новые возможности и соблазны. Формально ребята уже не школьники и системе образования не нужны, а на деле требуют к себе очень серьезного внимания и поддержки, в том числе и материальной. «Недогляд» в этой ситуации часто приводит к тому, что все наши прежние усилия оказываются напрасными.
4. И до какого же возраста нужно сопровождать молодого радиолюбителя. Когда становится ясно, что дело сделано? Практика показывает, что таким возрастом является 21 год. Не зря во многих видах спорта ребят до этого возраста относят к юниорам.
Что же это такое получается? 21-12=9 Ничего себе, арифметика… Это что же, девять лет нужно работать с парнем, чтобы из него вышел радиолюбитель? Нужно. Увы, нужно. Подозреваю, что не все это понимают. Вот и работают молодежные радиоклубы, набирая четырнадцати-, а то и шестнадцатилетних ребят, которые либо сразу все уходят, либо через год.
Я не зря описал эту схему. Хотел бы получить отклики на нее. А может быть и обсудить какие-то «рецепты по производству радиолюбителей». Не сомневаюсь, что таковые имеются.
Игорь Григорьев, RV3DA
_________________ Игорь Григорьев
|